Детские финансы: инструкция по применению
Завтра начинается сегодня. И еще: все мы родом из детства. Да, банальные истины. Но от этого их справедливость не уменьшается. Привычки, заложенные в нежном возрасте, во многом определяют дальнейшую жизнь. Это относится и к финансам. О том, как правильно распоряжаться деньгами, нужно обязательно рассказывать детям.

А что такое деньги?

Чаще всего первый раз дети знакомятся с финансами, когда тратят деньги, которые родители им дали на карманные расходы. Это, кстати, немалая в масштабах страны сумма. По данным исследования компании SynovateComcon, дети в возрасте от 7 до 12 лет в прошлом году получали от мам и пап в среднем 326 руб. в неделю. Общая сумма, которой располагают школьники, составляет 818 млн руб. в неделю, или 3,5 млрд руб. в месяц! Большая часть этих средств тратится на еду и разные развлечения.

То, что детей надо учить «дружить» с финансами, подтверждают результаты еще одного исследования — PISA 2012 (Programme for International Student Assessment). Оно показало, что почти 80% школьников не имеют достаточных для их возраста знаний по управлению деньгами. При этом примерно у 17 % учеников нет даже базового уровня финансовой грамотности.

В России действует Национальная программа повышения финансовой грамотности населения. Это совместный проект Минфина России и Всемирного банка. Он реализуется с 2011 года. В рамках проекта для школьников и студентов проводятся масштабные образовательные мероприятия.

Например, в Неделе финансовой грамотности для детей и молодежи участвовали более 15 тыс. ребят в 17 регионах страны. В трех регионах-участниках проекта для школьников провели 24 мини-олимпиады по финансовой теме. Большим успехом пользовались игры-квесты.

В рамках проекта прошла апробация образовательных программ по финансовой грамотности в школах. А со следующего учебного года практические навыки управления личными финансами начнут преподавать во всех школах страны в рамках предмета «Обществознание».

Но главную роль в финансовом воспитании играет семья. Причем родителям делать это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. А если добавить сюда еще и игровой элемент, то процесс окажется даже веселым.

Правильные деньги

Вот некоторые правила, которые сделают домашнее финансовое воспитание легким и эффективным.

Личный пример. Рассказывайте ребенку о том, как важно разумно и бережно тратить деньги, иметь финансовые цели и настойчивость в их достижении. Здесь важно, чтобы у вас самих в обращении с финансами и планировании бюджета был полный порядок. Иначе результатов не добиться.

«Нет» негативным эмоциям. Не формируйте у ребенка негативное отношение к деньгам. Никогда не наказывайте и не поощряйте ими. Деньги — всего лишь средство для реализации наших планов, и относиться к ним нужно спокойно и рационально.

Говорите на равных. Территория денег — территория взрослого открытого диалога. У нас принято оберегать ребенка от всех финансовых тем и связанных с этим переживаний. При детях не обсуждают уровень зарплаты, стоимость жизни. Но при этом мы ждем, что ребенок с пониманием отнесется к нашим «я не могу позволить купить тебе все сразу», «мы не печатаем деньги». Перестаньте избегать серьезных разговоров, обсудите финансовые планы семьи, возможности и правила распределения денег.

Сделайте процесс живым и интересным. Составьте вместе с ребенком его личный финансовый план. Пусть он поделится с вами своими соображениями относительно будущего: где он хочет жить, кем работать, как отдыхать. Это отличная основа для обсуждения здоровых финансовых привычек. Проведите наглядные расчеты: покажите, сколько «хочу сейчас киндер-сюрприз» умещается в покупке желанной игрушки. Делая покупки вместе с вами по списку, малыш будет учиться разделять желаемое и необходимое. Вместе проводите ежемесячный аудит семейного бюджета. Копите на что-нибудь и наблюдайте, как прирастает ваше богатство. Устройте конкурс на самый оригинальный способ экономии. Купите ценную бумагу и следите за ее поведением в режиме реального времени.

Обратите внимание на развивающие игры. Это может быть «Монополия», «Денежный поток», «Инвестор-2000», «Фермер» в «Одноклассниках», «Путь к финансовому успеху» и т. д.

Целенаправленное движение. Хорошо, если у ребенка вместе с карманными деньгами появится личная финансовая цель. Важно грамотно рассчитать «маршрут»: он не должен быть слишком долгим, особенно в самом начале занятий. Ребенок 7-8 лет должен иметь возможность дойти до цели за несколько недель, дети постарше — за пару месяцев.
Очень важно, чтобы возможности карманных денег, стоимость цели и срок ее реализации были согласованы, а ребенок получил позитивный опыт реализации базового навыка «накопления». Если малыш начнет копить на «Мерседес», откладывая по 10 рублей из денег, выделенных на школьные завтраки, то он быстро потеряет интерес к своей финансовой цели.

Право на собственные ошибки. Для того чтобы ребенок мог применить на практике полученные знания, ему нужны личные деньги и право на собственные ошибки. Пусть лучше он в 8 лет спустит всё на шоколадки и сообразит, что так на велосипед не накопить, чем в свои 40 осознает, что если каждый день прожигать жизнь, то ничего нажить не удастся.

Карманные деньги очень важны в финансовом воспитании. Сколько давать на карманные расходы? Столько, сколько вам комфортно регулярно выделять из бюджета. Обязательно обсудите с ребенком, на что он может тратить карманные деньги. Начинать можно с небольших сумм, а потом постепенно увеличивать зону его ответственности и поле для экспериментов.


Евгения Блискавка,
директор Института финансового планирования,
автор книги «Дети и Деньги»