Заработать на расходах: как пользоваться кобрендовыми картами
Пластиковые карты, которые банки выпускают совместно с компаниями-партнерами, называются кобрендовыми. Иногда эти предложения — лишь маркетинговый ход для повышения продаж, а бывает — действительно выгодное предложение.

Выбор между двумя решениями: просто тратить деньги или тратить и получать за это бонусы — на первый взгляд очевиден. Но большинство людей продолжает игнорировать возможность регулярно получать вознаграждение за свои безналичные покупки. Кобрендовые карты у нас не очень популярны.

А ведь предложений здесь хватает. Есть карты, выпущенные совместно с авиа- и железнодорожными компаниями, крупными ритейлерами, международными интернет-магазинами, автозаправками и т. д.

Почему доля кобрендовых карт на рынке пластика невелика?

Наверное, многие банковские клиенты консервативны и предпочитают привычную классическую карту. Да и предложения от партнеров не всегда так заманчивы, как их рисует реклама. Нередко по кобрендовым картам накопить и особенно потратить бонусы совсем непросто. Встречаются карты, скрывающие за бонусными опциями более высокую плату за обслуживание, невыгодные ставки по кредиту и дополнительные комиссии. При этом если внимательно изучить предложения, можно выбрать карту, которая действительно позволит зарабатывать на своих привычных расходах.

Кому кобренд?

Расплачиваясь кобрендовой картой, человек получает бонусы. Их он может потратить на покупку товаров или услуг компании-партнера. Как объясняет директор департамента розничных продуктов Банка Москвы Роман Цивинюк, банк таким образом получает возможность предложить клиентам интересный продукт, а значит, повысить продажи. Партнер через участие в кобрендовом проекте тоже привлекает новых клиентов.

Ну а владелец пластика рассчитывает получить бонусы. Чем проще накапливать и тратить баллы — тем выгоднее кобренд. Если же при пользовании выясняется, что воспользоваться бонусами можно всего в одной-двух торговых точках, причем это, например, магазины мебели, человек быстро разочаровывается в карте. Действительно, сколько раз за год понадобится приобрести диван или шкаф?

На вкус и цвет

Наиболее продуктивным считается сотрудничество банков с крупными ритейлерами и интернет-магазинами. Если клиент сможет расходовать бонусы в сетях супермаркетов, магазинах одежды и товаров для дома, куда он заходит регулярно, выгода от кобренда — очевидна.

«Всегда есть клиенты, которые предпочитают получать бесплатные бонусы часто, пусть и в небольших размерах. Ориентированные на них кобрендовые карты способствуют реальной экономии на повседневных расходах», — отмечает начальник управления развития дебетовых продуктов банка «Открытие» Дмитрий Лепехин.

За рубежом наиболее распространены именно кобренды банков с розничными сетями — на них приходится более половины всех совместных карт. У нас их доля не значительна. Сейчас есть карты в партнерстве с Ашаном и Икеа, с сетью Бахетле, с интернет-магазинами eBay и AliExpress. Их владельцы получают от 1 до 5 % бонусами от всех совершенных по карте покупок, потратить которые можно на интернет-площадках партнеров. Эксперты посчитали, что если, расплачиваясь картой, ежемесячно тратить 50 тыс. рублей, то годовой бонус составит примерно 9 400 рублей.

Еще есть кобрендовые карты, выпущенные совместно с топливными компаниями (Лукойл, Газпромнефть). Такие карты позволяют тратить подарочные баллы на АЗС или получать скидку от установленной цены на бензин.

Самый простой способ расходования бонусов — это перевод баллов на счет мобильного телефона. Кобренды с компаниями мобильной связи возвращают клиентам 1–3 % от покупок баллами, которыми можно пополнить баланс на телефоне. При тратах по карте в 50 тыс. рублей в месяц мобильный бонус может составить 1,5 тыс. рублей.

По-настоящему оригинальные и при этом жизнеспособные проекты на рынке российских кобрендов — редкость. Если банк заключает соглашение о выпуске совместной карты с каким-то экзотическим партнером, нужно изначально понимать, что адресатов у подобного предложения будет немного. Некоторые банки все же идут на такие тандемы: например, Кредит Европа Банк выпускает карты Ferrari. С ее помощью поклонники марки могут получить бесплатное членство в клубе Scuderia Ferrari Community и покупать товары под брендом Ferrari со скидкой.

С картой по миру

Больше всего у нас популярны совместные проекты банков и авиакомпаний. Это карты с возможностью накопления милей, которые потом обмениваются на авиабилет. Они есть у Сбербанка, Ситибанка, Альфа-Банка, Газпромбанка, банков «Русский стандарт», «Авангард» и многих других. Основная часть таких карт выпущена в партнерстве с одной российской или зарубежной авиакомпанией (Аэрофлот, S7, Австрийские авиалинии и т. д.)

Главная характеристика бонусной составляющей — сколько миль начисляется на каждые потраченные 30-50 рублей. Обменять мили можно не только на билет, но и на повышение класса перелета (с эконом- на бизнес-). По некоторым программам бонусы можно расходовать на бронирование отелей или аренду автомобилей.

При выборе карты стоит обращать внимание на то, сколько стоят в бонусном выражении авиабилеты у партнера банка. Например, билет Аэрофлота обойдется в 15 000 миль. Если по карте начисляется 1 миля за каждые потраченные 60 рублей, накопить на билет удастся, лишь потратив 900 тыс. рублей! Зная уровень своих трат, можно заранее посчитать, когда на бонусном счету накопится нужная сумма. Если на это понадобится больше года, оформление карты вряд ли будет целесообразным. Дело в том, что по истечении определенного срока мили сгорают.

Для тех, кто не отдает предпочтения одной авиакомпании, будут интересны универсальные карты для путешественников. То есть такие, которые можно потратить на оплату перелета любыми авиакомпаниями, путешествие на поездах и проживание в гостиницах.

Тем, кто в основном путешествует поездом, стоит обратить внимание на совместные карты банков и железнодорожных компаний: например, Railbonus от банка Авангард, РЖД Бонус от ВТБ24.

Ищите выгоду

Для того чтобы выбрать оптимальную для себя кобрендовую карту, надо сравнить имеющиеся предложения.

Роман Цивинюк советует, прежде всего, определиться с приоритетным видом вознаграждения. Оцените, чем вы будете пользоваться с большей вероятностью: милями, бонусами на заправках или скидками в партнерских магазинах. Следующий пункт: узнайте, кто именно является партнером банка по кобренду, и пользуетесь ли вы уже его товарами или услугами. Поймите, конкурентен ли он в своей сфере, или у других компаний цены ниже.

Затем сопоставьте уровень вознаграждения по нескольким подходящим картам. Дмитрий Лепехин напоминает о том, что надо исходить не только из начисляемых баллов за покупки, но и из приветственных и подарочных баллов, которые имеются почти во всех кобрендовых программах. Не упускайте из виду и дополнительные привилегии: они могут быть как совершенно бесполезными, так и весьма выгодными. Например, банк может бесплатно страховать держателя карты при выезде за рубеж или безвозмездно предоставлять консьерж-сервис.

Начальник управления дирекции по продуктам и вторичным продажам Альфа-Банка Николай Волосевич предупреждает о том, что по некоторым картам есть ограничения на объемы накопления бонусов, а также на срок их использования. Это тоже нужно учитывать. Если «срок годности» бонусов всего один год, а потратить их можно, например, только на дорогостоящую технику, которую вы покупаете нечасто, то вряд ли такая программа поощрения нужна.

Рекомендуется сопоставить уровень вознаграждения и ежегодную плату за обслуживание, которая по кобрендовым картам (по дебетовым и по кредитным) часто выше, чем по обычным. Если вы редко расплачиваетесь картой, то и бонусов удастся заработать немного, а повышенная плата за обслуживание и дополнительные комиссии сведут на нет всю выгоду партнерской программы.

Также учтите, что по кобрендовым кредиткам может быть установлена повышенная ставка за пользование заемными средствами.


Татьяна Баирампас