Сергей Лазуткин: «Оценочную отрасль необходимо популяризировать»
Саморегулируемые организации контролируют деятельность оценщиков, а через них в определенной степени и оценочных компаний в которых эти специалисты работают. Некоторые из форм такого контроля — проверка и — при необходимости — корректировка отчетов об оценке, рассмотрение жалоб потребителей оценочных услуг и третьих лиц.
О работе экспертного совета некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки» (НП «АРМО») рассказал эксперт Сергей Лазуткин.


— Сергей, вам в своей деятельности приходится сталкиваться с жалобами потребителей оценочных услуг и с экспертизой работы оценщиков. Какие основные ошибки в работе оценочных компаний можно выделить?

— Основные ошибки выделит сложно, они разнообразны. Если говорить об оценке для оспаривания кадастровой стоимости, то я бы отметил недоработки в описании объекта оценки. Это касается описания участков и идентификации объектов капитального строительства: содержащиеся в отчетах сведения не позволяют составить полное представление об объекте со всеми его особенностями. Также есть методологические ошибки. Часто возникают некорректные ситуации при выделении доли земли в стоимости единого объекта, когда оценщики вынуждены искусственно (так уж сложилось в силу законодательства) «отрывать» улучшения от земельного участка. Хромает в некоторых отчетах и анализ рынка: оценщики недооценивают его роль, ограничиваясь формальным подходом. Ну и конечно, бывает обидно, когда отчет «губят» формальные несоответствия содержания требованиям стандартов и Закона об оценочной деятельности.

— Что чаще не устраивает потребителей услуг: итоговая цена или неэтичное поведение оценщика?

— Так как в основе причин любой оценки лежат имущественные взаимоотношения, то чаще всего приходится иметь дело с имущественными спорами, в широком их проявлении. Несогласие с результатами оценки — основной мотив стороны, подающей жалобу. И чаще всего результаты рассмотрения жалобы люди планируют использовать в уже идущем или предстоящем судебном процессе.

Были случаи, когда к нам приходил человек с жалобой на оценщика, мы выслушивали его, разбирались в возникшей проблеме и не доводили дело до подачи жалобы, а то и до суда. При этом права потребителя никоим образом не нарушались. У нас нет такой политики, чтобы наказать оценщика, так сказать, на всякий случай, или наоборот, завернуть жалобщика, не разобравшись в его претензии.

— Как стать экспертом в области оценки?

— В НП АРМО есть экспертный совет, и любой, кто чувствует в себе силы и высокий профессиональный уровень, может стать экспертом. Естественно, мы говорим о людях с опытом работы в этой области. И конечно, существуют определенные требования для этого — нужно сдать единый квалификационный экзамен и быть избранным в состав экспертного совета НП АРМО.

Хотелось бы, чтобы как можно больше людей были осведомлены о том, что такое оценка и о тех возможностях, которые с этим связаны. Это — часть экономических знаний, а отчасти и правовых, которые помогли бы людям лучше распоряжаться своим имуществом — и большим и малым, а также бизнесом, принимать обоснованные решения. Я считаю, что необходимо популяризировать эту область.