Банк для богатых: что такое private banking по-русски
Private banking в России относительно молодой сегмент рынка, поэтому стать «важным» клиентом просто — стоит только поднакопить пару миллионов рублей.

О российском private banking — индивидуальном премиальном обслуживании владельцев крупного капитала и членов их семей — заговорили сравнительно недавно. В настоящее время рынок продолжает динамично расти — примерно на 15–20 % в год.

«Такая услуга, как private banking в России практически не представлена, так как лишь небольшое количество банков готово предложить своим клиентам то, что понимают под этим термином западные финансовые институты — управление состоянием клиента», — считает председатель правления «Меткомбанка» Павел Логинов.

Действительно, в России сегмент private banking находится в стадии становления, и это неудивительно: отечественной премиум-индустрии не исполнилось и 20 лет, в то время как история и стандарты обслуживания private banking в зарубежных финансовых институтах насчитывают сотни лет.

Всё не для всех

Private banking подразумевает полное сопровождение клиента по всем финансовым вопросам, в числе которых доступ к банковским и инвестиционным продуктам, консультирование по различным направлениям (например, налоговому планированию, юриспруденции, страхованию), разработку стратегии инвестирования средств, брокерское обслуживание, доверительное управление и т. д. Как правило, клиенты private banking также могут воспользоваться расширенными программами страхования с большим страховым покрытием, взять в аренду банковские сейфы со значительной скидкой, обменять валюту по выгодному курсу. Существует возможность инвестирования средств в золото, серебро, платину посредством открытия и ведения обезличенных металлических счетов (ОМС).

Помимо масштабных продуктов и услуг есть немало приятных мелочей, в числе которых доступ в вип-залы аэропортов по всему миру, возможность получения скидок от партнеров банка. Широко распространен консьерж-сервис, стандартно включающий в себя бронирование мест в ресторанах и гостиницах, заказ авиабилетов и различную поддержку путешествующих, эвакуацию автомобилей и даже помощь по дому — вызов плотника, электрика, сантехника и многие другие услуги.

Существуют также редкие или эксклюзивные предложения, которыми банки завлекают состоятельных клиентов. Например, Номос-Банк предлагает услуги инкассации. Газпромбанк — бесплатную возможность воспользоваться счетчиком банкнот и детектором для определения их подлинности. В банке «Открытие» страхуют покупки от повреждения, кражи или утери — функция «защита покупок» автоматически «включается» на срок 90 дней с момента совершения покупки на сумму более 50 долларов. В ВТБ24 клиентами предоставляют обзоры по культурным и светским событиям Москвы и Санкт-Петербурга, помогают с организацией билетов на мероприятия. В Росбанке предлагают услуги по финансовому сопровождению отношений с домашним персоналом, в частности — выпуск зарплатных карт для прислуги и карт с лимитом для оплаты расходов на ведение домашнего хозяйства и содержание парка автомобилей. В Альфа-Банке клиенты private-banking могут открыть карту на детей от семи лет.

Один в поле не воин

Разбираться во всех тонкостях обслуживания в одиночку не придется — сегодня private banking немыслим без персонального консультанта. «Прежде всего, таким клиентам необходимо индивидуальное обслуживание. Это люди, которые ценят свое время и хотят обслуживаться в банке с особым комфортом, — поясняет начальник Управления по работе с состоятельными клиентами Абсолют Банка Любовь Давыдова. — Персональный финансовый менеджер помогает решать как повседневные вопросы, так и более сложные задачи, связанные с банковским обслуживанием».

Как правило, финансовые советники прикреплены к определенному клиенту в течение всего времени его обслуживания в банке. В некоторых кредитных организациях, например, в ВТБ24, по программе private banking обслуживается не только сам состоятельный клиент, но и члены его семьи. В результате, персональный менеджер становится «частным семейным банкиром» и готов максимально удовлетворить все запросы, а потому доступен для клиента большинства банков в режиме 24/7.

Цена вопроса

Банки сами устанавливают для потенциальных клиентов требования, соответствие которым позволит влиться в «высшую касту». Основное условие состоит в необходимости передачи определенного капитала под управление кредитной организации. Речь идет не только об открытии депозита, но и, например, о покупке акций банка, размещении средств в инвестиционных продуктах управляющих компаний-агентах и пр.

«У нас есть разные категории вип-клиентов, — рассказывает руководитель службы по работе с состоятельными клиентами Связь-Банка Евгения Медведева. — Первая категория — это те, кто разместил средства в депозиты на сумму более 10 млн рублей (для клиентов Москвы и Санкт-Петербурга), либо свыше 3 млн рублей в регионах. Вторая категория — клиенты, остаток ссудной задолженности которых при положительной кредитной истории превышает 20 млн рублей. Также к випам относятся руководители крупных корпоративных клиентов нашего банка».

По существующим правилам мирового private banking, каждый банк сам определяет сумму средств, которые человек должен передать в управление для того, чтобы претендовать на статус клиента высшего уровня. «Самый низкий порог в Евросоюзе — в Румынии — 75 тыс. евро, в некоторых странах потребуется до 1 млн евро. У нас требования скромнее — 50 тыс. долларов, — рассказывает аналитик инвестхолдинга „Финам“ Антон Сороко. — Это неудивительно, так как данный сегмент в России пока слабо развит и банки в погоне за клиентами готовы идти им на уступки».

В российских банках минимальная сумма сильно варьируется, при этом объем средств для Москвы и регионов нередко устанавливается на разных уровнях.

Получить персональное банковское обслуживание в Абсолют Банке можно, передав в управление 1,5 млн рублей. В Московском кредитном банке — открыв вклад на сумму более 5 млн рублей. В Московский банк Сбербанка клиенты должны вложить 8 млн рублей; жители остальных регионов присутствия банка — 4 млн рублей. Столичные клиенты Промсвязьбанка передают в управление 15 млн рублей, региональные — 10 млн рублей. Газпромбанк и ВТБ 24 установили минимальный порог в 15 млн рублей, а Уралсиб — в 1 млн долларов.

Другая сторона вопроса — комиссия за годовое обслуживание. В некоторых банках, например, в ВТБ24, она фиксирована и составляет 75 тыс. рублей в год. В ряде банков платежи взимаются ежемесячно, в зависимости от остатка средств на текущем счете клиента. Например, в Промсвязьбанке в базовом пакете при балансе счета в 20–70 млн рублей комиссия составляет 35 тыс. рублей в месяц, а если текущий счет превысит 70 млн рублей — опускается до 15 тыс. рублей в месяц. Члены привилегированного «А-клуба» Альфа-Банка платят 10 тыс. рублей в месяц при остатке на счете менее 100 тыс. долларов и 6,5 тыс. рублей в месяц при размещенных 100–250 тыс. долларов. Если баланс счета превышает 250 тыс. долларов, обслуживание бесплатное. В Газпромбанке при балансе от 15 млн рублей комиссия отсутствует. «Ренессанс Кредит» не взимает комиссию за обслуживание. «Все зависит от категории вип-клиента, — поясняет Любовь Давыдова. — К примеру, при наличии большой суммы депозита в банке, вип-обслуживание предоставляется со скидкой или вообще бесплатно».

Флагманский продукт

Кредитование и размещение средств во вклады предоставляется вип-клиентам на более выгодных условиях.

Как правило, депозитные ставки на 2–3 процентных пункта выше, но при этом сумма вклада не может быть меньше нескольких миллионов рублей. Ставки по кредитам, напротив, ниже действующих в банке, а сам размер кредита — больше. По словам начальника управления организации работы с состоятельными клиентами «Ренессанс Кредит» Елены Разговоровой, «банкам важно иметь конкурентный флагманский продукт; это могут быть депозиты с высокой доходностью и широким набором дополнительных опций».

Кроме того, продукты для клиентов класса «премиум» отличаются большим разнообразием. «Мы запускаем для данного сегмента клиентов три и более новых продуктов в год», — информирует Любовь Давыдова. В числе последних «новинок» — накопительная программа страхования жизни с возможностью инвестирования в нефтяной индекс Brent Oil.

Вариант «лайт»

Некоторые российские банки и их клиенты до сих пор включают в понятие private banking едва ли не любую услугу, которая предоставляется персональным менеджером. Однако традиционный private banking и его «облегченный» вариант — вип-обслуживание на практике сильно различаются.

Вип-обслуживание — это, прежде всего, сервис и иногда специальные тарифы. По сравнению с private banking такой вид обслуживания предполагает более скромный набор возможностей. Как правило, банки предлагают вип-клиентам стандартные, но слегка адаптированные под такую аудиторию продукты из розничной линейки, а также услуги персонального менеджера. Чаще «банки оказывают лишь услуги VIP-обслуживания, адаптируя под состоятельных клиентов уже имеющийся набор продуктов и услуг», — подчеркивает Павел Логинов.

Предусмотрены и более демократичные условия вступления в такие программы. «В категорию private banking, как правило, входят клиенты с капиталом 3–5 млн долларов, в то время как вип-клиентами считаются вкладчики, открывающие депозиты, начиная с отметки в 100 тыс. долларов, — поясняет Елена Разговорова. — Конечно, порог входа и в ту, и в другую категории устанавливается каждым банком индивидуально. Соответственно, в разных банках один и тот же клиент может относиться к разным категориям. Это будет зависеть от суммы размещенных средств, а также набора продуктов, которые предлагает финансовая организация».

От формы — к содержанию

В России во всем, что касается банковских услуг, в том числе, в сегменте private banking, форма иногда превалирует над содержанием.

У нас сложилось определенное представление о состоятельном человеке: считается, что клиента нужно поразить внешним антуражем, рассказывает директор по работе с вип-клиентами ИК Велес Капитал Юрий Павлов. «Шикарный офис, как правило, особняк в центре Москвы, вычурная мебель, картины в тяжелых рамах или наоборот — подчеркнутый хай-тек, улыбчивый персонал — все это считается неотъемлемой частью российского private banking. Однако, к сожалению, за красивой оберткой нередко прячется несоответствующее содержание», — констатирует эксперт. По его словам, у российских компаний не всегда получается предложить клиенту действительно хороший сервис. «Часто мешает многоступенчатая система принятия решений, но чаще — российский „авось“. Иногда, стараясь сделать отличный фронт-сервис, забывают о мидл- и бэк-офисе, которые оказываются совершенно оторваны от понимания нужд клиентов. И все эти „мелочи“ влияют на восприятие российской индустрии private banking», — комментирует ситуацию Юрий Павлов.

Другая не менее серьезная проблема — многолетнее стремление состоятельных людей инвестировать капиталы вне России. «По старинке множество состоятельных людей продолжают держать свои средства в зарубежных банках, хотя часто в финансовом плане они нисколько не выигрывают», — говорит Антон Сороко.

Впрочем, несмотря на все минусы, перспективы развития индустрии в России весьма радужны. Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время число состоятельных людей в нашей стране будет увеличиваться, а значит, спрос на банковские услуги продолжит расти. Кроме того, ситуация с Кипром, наступление на банковскую тайну Швейцарии, совместные усилия правительств разных стран по контролю за доходами своих граждан, усиление контроля за валютными операциями увеличивают риски хранения капиталов за рубежом.

«Смогут ли российские банки воспользоваться этой ситуацией для того, чтобы увеличить собственную клиентскую базу — в этом основной вопрос, от которого зависят перспективы private banking в России, — размышляет Юрий Павлов. — Как бы ни была банальна мысль, но российским банкам нужно совершенствовать сервис в его прикладном, утилитарном понимании».


Наталья Дубинина