Люберцы. Город с родословной
Когда-то эти места за великолепную природу и близость к Кремлю любили российские государи. Сегодня к достоинствам Люберец прибавились развитая инфраструктура и удобное транспортное сообщение.

«Здесь мы считали себя в раю»

Прародителем сегодняшних Люберец считается село Либерицы-Назарово. У этого небольшого населенного пункта, известного с 1623 года, богатая родословная. В XVII веке Либерицы-Назарово попало в список селений, опекаемых самим «тишайшим» царем Алексеем Михайловичем, а после его смерти перешло во владение царского племянника Ивана Милославского.

На тот момент в Либерицы-Назарово насчитывалось всего-то десять крестьянских дворов и один боярский. Но именно здесь князь надумал выстроить свой дворец. А чтобы было из чего строить, велел заложить кирпичную фабрику (как раз на этом месте сегодня стоит Люберецкий силикатный завод) и призвать именитых архитекторов — Карла Бланка и Василия Баженова.

В XVIII веке Либерицы-Назарово перешло во владение принцу Карлу Петру Ульриху. В будущем ему суждено было ненадолго стать императором Петром III, а затем трагично погибнуть, «уступив» трон своей супруге. Но тогда до этого было еще далеко, и юный Петр Ульрих вместе с молодой женой наслаждался отдыхом в люберецких угодьях. «Здесь мы считали себя в раю», — записала будущая императрица Екатерина II свои впечатления о визите в эти места. Но после ее восшествия на престол село пришло в запустение (как известно, всё, что было связано с памятью о супруге, самодержица не жаловала). Пышный дворец так и не достроили (его разобрали по кирпичикам, из которых выстроили московский Воспитательный дом), процветающий конный завод закрыли, а диковинный зверинец перевезли в Измайлово.

В летописи Люберец еще много известных имен. В истории села оставили след Дмитрий Донской и Емельян Пугачев. Михаил Кутузов обдумывал здесь крупный Тарутинский маневр. Есенин и Маяковский заглядывали в поисках вдохновения. Коровин и Грабарь писали в Люберцах свои пейзажи, а Карамзин увековечил эти места в путевых заметках. Здесь пел Федор Шаляпин. Алексей Черемухин именно тут конструировал первый отечественный вертолет, а на местном заводе проходил практику Юрий Гагарин.

Железная дорога и «Нью-Йорк»

В 1862 году через Люберцы проложили железную дорогу и пустили поезда, ходившие от Москвы сначала до Коломны, а потом и до Рязани. Во многом это предопределило дальнейшую судьбу поселка. Торговля и кустарные производства начали процветать, а населения заметно прибавилось — в округе даже появились новые деревеньки.

Удобное железнодорожное сообщение и соседство со столицей, достаточное количество рабочих рук и источников воды создали идеальные условия для развития промышленности. Вскоре это заметил немецкий предприниматель Карл Вейхельт, который приобрел в Люберцах земельные угодья площадью в14 десятин и заложил завод паровых машин.

Увы, через некоторое время грянул промышленный кризис, превративший Вейхельта в банкрота. Впрочем, на недостроенный завод тут же нашелся покупатель — американец Томас Пурде, который меньше чем за год завершил строительство, и 16 июня 1902 года торжественно запустил производство железнодорожных тормозных механизмов, назвав свое детище ярко и лаконично: «Нью-Йорк».

Несмотря на громкое имя, «американская» судьба завода оказалась недолгой и неспокойной. В революцию 1905 года его станки остановились, над зданием взвился красный флаг, а часть рабочих присоединилась к боевой дружине машиниста Ухтомского. ( Это его имя впоследствии получил сам завод, а также улица, район, железнодорожная станция, городская газета, электропоезд и самолет).

Так или иначе, но под началом Пурде завод продержался лишь до 1910 года. Потом предприятие приобрела американская «Международная компания жатвенных машин», а из его цехов стали выходить сеноуборочные машины. Но к 1923 году и это производство было свернуто, а экс-«Нью-Йорк» национализирован. Вплоть до 1990-х годов завод выпускал сельскохозяйственную технику, но так и не смог пережить экономических потрясений. Сегодня его территорию заселяют разрозненные частные компании, и о восстановлении производства речи не идет — а ведь именно благодаря этому заводу когда-то Люберцы получили статус города.

Колыбель «Черных акул»

Сегодня Люберцы — крупный индустриальный центр. Здесь работает более трех десятков крупных и средних предприятий, среди которых — машиностроительные и металлообрабатывающие, оборонные, строительные и пищевые. Именно этот небольшой город — родина известных на весь мир «Черных акул» и «Аллигаторов», вышедших с люберецкого завода им. Камова.

Увы, у индустриального благополучия есть своя оборотная сторона. По количеству вредных выбросов Люберцы заметно опережают многие города Подмосковья. Может быть ситуации как-то изменит запуск завода «Эколог», специализирующегося на переработке промышленных отходов?

Столичный лоск

Инфраструктура Люберца по уровню развития вполне сопоставима со столичной. Даже автобусное сообщение здесь обеспечивают московские компании — Мострансавто и Мосгортранс. Разве что метро нет. Но его роль с успехом играют сразу четыре пассажирские платформы пригородной железной дороги, расположенные в пределах города (по ним курсирует скоростной электропоезд «Спутник»).

Граница между Люберцами и Москвой постепенно стирается. Так, люберецкий Комсомольский проспект планируется продолжить до нового столичного микрорайона Люберецкие поля; а проектируемое Вешняковское шоссе свяжет город с московским районом Кожухово, где, кстати, уже 2015 году появится одноименная станция метро.

Положение обязывает

По численности населения среди городов Московской области Люберцы занимают шестое место. Здесь проживает 160 тысяч людей. В чем причина такой популярности? Во-первых, отсутствие проблем с рабочими местами. Во-вторых, близость Москвы. В-третьих, относительно невысокая (по столичным меркам, разумеется) стоимость жилья. При этом, по некоторым оценкам, разница в ценах на аналогичное жилье колеблется в пределах 20–50 %. В-четвертых, на местном рынке нет дефицита недвижимости.

Город продолжает расти, если не вширь (недавно он даже поделился своей территорией с Москвой), то ввысь: появляются новые современные кварталы, учебные заведения, больницы, спортивно-досуговые комплексы. Что называется, положение обязывает — всего-то 18 км до Кремля!

В среднем по городу минимальная цена на квартиру в новостройке составляет 4 млн рублей. Вторичный рынок представлен разноэтажными панельными и кирпичными домами и вездесущими «хрущевками». Последние, разумеется, самые дешевые (от 2,2 млн рублей). А самые дорогие на вторичном рынке — 16-тиэтажные «панельки» и кирпичные многоэтажки (от 3,5 млн рублей). За 5 млн рублей можно приобрести отличную «вторичную трешку» в старом добром и уютном центре подмосковных Люберец.


Алена Журавская