9 декабря 2015 года — Пресс-конференция «Вкладчики и банки: от противостояния к диалогу»
9 декабря 2015 года в пресс-центре РБК прошла пресс-конференция «Вкладчики и банки: от противостояния к диалогу», посвященная деятельности Автономной некоммерческой организации «Центр защиты вкладчиков и инвесторов» (www.zvi2015.ru, начала работу осенью 2015 года).



Основной задачей АНО ЗВИ является поддержка клиентов кредитных учреждений во взаимодействии со структурами законодательной и исполнительной власти, судебными и правоохранительными органами. В ходе мероприятия «Центр защиты вкладчиков и инвесторов» заявил о своем намерении стать представителем вкладчиков в диалоге с государственными, общественными и коммерческими институтами.

На пресс-конференции были рассмотрены вопросы работы банковской системы страны и ее влияния на поведение вкладчиков, как ключевой группы участников финансовых отношений. Докладчики рассказали о своем видении решения озвученных проблем и о роли Центра защиты вкладчиков и инвесторов в выполнении этой миссии.

Спикерами пресс-конференции выступили: Артем Генкин, доктор экономических наук, профессор, Президент АНО ЗВИ; Марина Абрамова, зав. кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Финансового университета при Правительстве РФ, д. э. н, профессор, член Наблюдательного совета АНО ЗВИ; Виталий Соломатин, к. т. н., директор аналитического центра АНО ЗВИ и Сергей Никулин, директор по коммуникациям и связям с органами государственной власти АНО ЗВИ.

Выступая с докладом на тему: «Проблемы вкладчиков как отражение состояния финансово-банковской системы», Артем Генкин коснулся ряда вопросов, которые практически не освещаются в СМИ, но имеют значение как для решения проблем обманутых вкладчиков, так и для благополучия финансовой системы России в целом. Говоря об их актуальности для российского общества, он обратил внимание на шокирующие данные октябрьского исследования Национального агентства финансовых исследований:

— Сегодня 60 % россиян обладают сбережениями, которых хватает максимум на три месяца. А 26 % — имеют объем сбережений в размере месячного потребления. При такой тонкой подушке безопасности потеря еще и банковских сбережений будет критичной для огромного числа наших соотечественников.

Он также рассказал о том, что многие вкладчики теряют свои сбережения только из-за непонимания механизмов или отсутствия квалифицированной помощи в области защиты вкладов, а также в силу недостаточной финансовой грамотности:

— Банкротство банков, потеря банками лицензий на совершение операций — это явление, приобретшее весьма значительный характер. По данным на начало этого года всего с начала деятельности АСВ таких случаев было свыше 200. Объем выплат по ним составил порядка 390 миллиардов рублей. В одном 2014 году выплаты составили 202 миллиарда рублей. Причем 1 миллион 180 тысяч вкладчиков имели право на получение возмещения после банкротства банков, а только 579 тысяч вкладчиков обратились за возмещением. Получается, что половина вкладчиков не знает о своих правах, или не имеет достаточного пакета документов для их реализации, или просто не представляет, каков регламент взаимодействия с государственными органами, уполномоченными в сфере защиты вкладчиков.

Артем Генкин отметил, что отрицательная динамика этого процесса тоже показательна: — Мы видим, что за 2014-й год на меры по санации российских банков государством было потрачено примерно в 3 раза больше денежных средств, чем за весь предыдущий период. И в нынешнем году эти суммы только увеличиваются.



В то же время вопрос защиты вкладчиков получает все больше внимания со стороны государства.

— Если мы говорим о роли Центрального банка и о роли самих банков, банковского сообщества в решении этого вопроса, нужно обратить внимание на высказывание Владимира Владимировича Путина, который на встрече со студентами МИФИ в прошлом году сказал о том, что цель регулирования финансовой сферы, основная цель Центрального банка — это удовлетворение интересов вкладчиков. То есть именно их интересов, а не банковских, кредитных организаций.

Артем Генкин также подчеркнул, что «Центр защиты вкладчиков и инвесторов» готов нести значительную социальную нагрузку в поддержке вкладчиков банков.

— Мы намерены максимально, не стремясь в первую очередь зарабатывать на вкладчике каких-либо денег, предоставить ему инструменты и механизмы помощи, которые, возможно, позволят ему решить свою проблему. Это доступ к средствам массовой информации, возможность рассказать о своей проблеме публично, возможность обратиться квалифицированно, с соблюдением всех необходимых регламентов и правовых норм в правоохранительные органы и к регулятору.



Мы представляем значительный бесплатный пакет услуг, и, как правило, для 80–85 % клиентов его хватает. То есть они получают возможность начать решать свою проблему (а, может быть, ее и решить), не заплатив ни копейки. Единственное, что мы для своей статистики ведем реестр таких случаев, потому что хотим обобщить этот опыт. Это помогает нам видеть, где есть узкие места, и в последующем предлагать их решение на законодательном уровне.

Рассматривая проблему макроэкономики данного вопроса, заведующая кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Финансового университета при Правительстве РФ Марина Абрамова сделала акцент на доверии к банкам как факторе устойчивости банков и финансового благополучия их клиентов.

— Почему возникла идея создания нашего центра, и почему достаточно много профессионалов ее поддержали?

Все прекрасно понимают, что банк — это особое рисковое предприятие, которое построено на доверии. И доверие — это важный момент, который включает не только доверие к банку, но и доверие к состоянию экономики. Поэтому формирование доверия к кредитным институтам и к институтам, которые выступают в качестве регуляторов, действительно очень важно.

Пока же мы видим, что у нас в стране многие еще не определились с тем, считать ли турбулентность финансовой системы России банковским кризисом или нет.



Практически каждый ее участник эту позицию освещает с точки зрения своих интересов, в том числе, институциональных. А у вкладчика возникает раздвоенность. Куда деваться тем людям, у которых есть сбережения, с учетом того, что наш рынок банкоориентированный? Куда они могут отнести свои сбережения? Наверное, в банки, либо просто купить валюту и спрятать ее.

Слово «кредит» базируется на слове «кредо» — «доверяю». Потому что вкладчик — кредитор банка, он кредитует банк, потому что доверяет банку, который он выбрал. Поэтому одной из задач нашего центра является укрепление финансовой грамотности.

Артем Генкин в подтверждение этой мысли также заметил:

— По данным различных исследований, сбережения есть у 28–30 % российских семей; 65–68 % просто не имеют их как таковых. А 60 % хранят сбережения в чулках по старинке. Такое развитие банковской системы можно оценить однозначно: оно еще явно недостаточное на сегодняшний день.

Марина Абрамова говорила о том, что нельзя «раскачивать лодку финансовой устойчивости в стране, подрывая доверие к банковской системе»: — Есть и макроэкономическая опасность, что свято место пусто не бывает. Место банков занимают микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды.

Она особо отметила значение финансовой грамотности для укрепления этого доверия. — Должно быть доверие и к банкам, и к образованию курса национальной валюты (рубля), которое происходит. Надо понимать, почему падение цен на нефть — уже не улыбка, а гримаса волатильности, и почему она приводит к падению курса.

Когда человек понимает, что происходит, он вооружен. Поэтому цель АНО — не только юридическое сопровождение клиентов. Важны и элементы финансового просвещения, которые планирует реализовывать Центр.

Рассматривая проблему аналитической поддержки вкладчиков при выборе банка-партнера, Виталий Соломатин, директор аналитического центра АНО, рассказал о создаваемой ЗВИ базе для анализа финансовой устойчивости кредитных организаций.



— Вкладчику необходим аналитический и информационный ресурс, который бы позволял зондировать банковскую систему и мог бы быть ему максимально удобен и полезен. В результате проделанной работы мы создали, без преувеличения, не имеющий аналогов информационный продукт.



Наша база рассчитана на три уровня подготовленности вкладчика. Первый уровень — собственно рэнкинг с тремя графиками: активы, привлеченные средства, финансовый результат. Второй уровень — штатный вариант: это девять таблиц, на основе которых можно проводить анализ, зависящий от степени подготовки специалиста. И третий уровень — исследовательский. Это уже для экспертов. Он не подразумевает жесткий алгоритм анализа, будет представлено несколько десятков показателей в свободной выборке, и из них можно будет выбрать любой набор в определенном временном интервале, и по любой группе банков.

Говоря об инструментах и стратегии взаимодействия Центра со СМИ, Сергей Никулин привлек особое внимание анализом отражения банковских кризисов на протяжении последних 20 лет и в нынешней ситуации.



Приведенные им графики показали, что количество и острота публикаций на эту тему в настоящее время меньше, чем в 1998 и 2008 гг, что расставляет очевидные акценты на споре о том, существует ли сейчас в России банковский кризис или нет.



Кроме того, в ходе мероприятия было подписано соглашение между АНО ЗВИ и ООО «Альпина Паблишер» — одним из ведущих российских издательств деловой литературы — о выпуске серии книг с целью повышения финансовой грамотности широкого круга читателей.

Спикеры также рассказали о мероприятиях Центра по повышению финансовой грамотности вкладчиков и о планах по продвижению законотворческих инициатив под его эгидой.

Узнать о нас больше вы можете на сайте www.zvi2015.ru, а так же связаться по e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или по номеру телефона Директора по коммуникациям АНО ЗВИ Сергея Никулина 8-916-167-82-94.