Автомобиль по расчету
В настоящее время на рынке подержанных автомобилей сделки купли-продажи идут весьма активно. Только за первое полугодие на вторичном рынке приобрели почти два миллиона машин.
Такие автомобили начинают предлагать даже в салонах, ранее ориентированных только на продажу новых авто. Немало сделок происходит и между частными лицами. Большое количество Интернет-сайтов, специализирующихся на размещении объявлений о купле-продаже машин, — лишнее тому доказательство*.
Конечно, неизбежно возникновение разногласий между покупателем и продавцом по вопросам стоимости автомобиля: владелец хочет продать свою машину подороже, в то время как другая сторона планирует приобрести ее, заплатив меньше.
Разрешение этих споров происходит в ходе длительных переговоров или на цивилизованной основе — при использовании услуг оценочной компании, которая сможет определить реальную стоимость автомобиля.


Можно назвать несколько типовых ситуаций, когда без определения стоимости машины независимым оценщиком обойтись нельзя. Это оценка стоимости авто:
  • при бракоразводных процессах;
  • разделе имущества;
  • для нотариуса (при оформлении наследства);
  • для целей автострахования;
  • при заключении сделок купли-продажи.

В настоящей статье мы исходим из предположения, что оценка осуществляется в целях определения стоимости автомобиля при его купле-продаже физическим лицом.

Автомобиль под микроскопом


Оценка стоимости автомобиля представляет собой определение его стоимости на данный момент времени. В данном вопросе учитывается не только техническое состояние ТС, но его физический, моральный износы, а также текущее состояние рынка продаж.
Владельцу автомобиля известна точная цена машины только в момент ее приобретения в салоне, причем у официального дилера, поскольку, согласно сложившейся практике, продажная стоимость автомобиля определяется его производителем именно для своих официальных дилеров. Стоимость автомобиля начинает изменяться в тот самый момент, когда его владелец выезжает за пределы автосалона — ТС сразу переходит в разряд «подержанных». После этого точная оценка машины потребует учета множества параметров, далеко не обо всех из которых осведомлен автовладелец.
Основными ценообразующими факторами при определении стоимости автомобиля являются:
  • его первоначальная стоимость;
  • год выпуска;
  • общий километраж пробега;
  • техническое состояние;
  • востребованность модели на рынке.

Любая независимая экспертиза транспортного средства начинается с исследования данных, содержащихся в ПТС: марка, номер двигателя, кузова и т.д. Также нужно узнать расстояние, которое прошел автомобиль, год его выпуска и комплектацию. Юридические лица, владеющие автомобилями, должны предоставить информацию об остаточной балансовой стоимости ТС и его инвентарном номере. Независимая оценка машины производится на основании представленного заказчиком пакета необходимых документов, включающего в себя ПТС, свидетельство о регистрации автомобиля, данные об истории эксплуатации машины и пробеге.
Стоимость определяется как внутренними (техническое состояние автомобиля), так и внешними (рыночная ситуация) факторами. Что касается последнего, то рыночные тенденции зависят от множества различных субъективных и объективных моментов, таких как: эстетический вид ТС, уровень платежеспособного спроса, насыщенность рынка автомобилями аналогичного класса и т.п.
Для определения стоимости машины также потребуются сведения о проводимых ремонтных работах, о консервации и данные о происходивших ДТП.
При оценке утери товарной стоимости автомобиля независимый профессиональный оценщик определяет, какая сумма понадобится на ремонт ТС (восстановление его товарной стоимости). В подобных ситуациях проводится автоэкспертиза повреждения.

Считаем сами


Приближенно техническое состояние автомобиля (внутренний фактор) можно оценить самостоятельно, руководствуясь нормативным документом — «Методическое руководство РД 37.009.015-98»**, по следующей таблице:

Физическая характеристика состояния транспортного средства Оценка состояния Износ, %
Новое, не зарегистрированное в органах ГИБДД, в отличном состоянии, после выполнения предпродажной подготовки, без признаков эксплуатации Новое 0—10
Практически новое, на гарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких-либо частей Очень хорошее 10—30
На послегарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания, не требующее текущего ремонта или замены каких-либо частей; после капитального ремонта Хорошее 20—40
Бывшее в эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания, требующее текущего ремонта или замены некоторых деталей, имеющее незначительные повреждения лакокрасочного покрытия Удовлетворительное 40—60
Бывшее в эксплуатации, в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации после выполнения работ текущего ремонта (замены) агрегатов, ремонта (наружной окраски) кузова (кабины) Условно пригодное 60—75
Бывшее в эксплуатации, требующее капитального ремонта или замены номерных агрегатов (двигателя, кузова, рамы), полной окраски Неудовлетворительное до 80
Бывшее в эксплуатации, требующее ремонта в объеме, превышающем экономическую целесообразность его выполнения; отсутствие технической возможности осуществления такового; непригодное к эксплуатации и ремонту Предельное 80 и более

Более точно оценить износ можно также в соответствии с данной методикой (РД 37.009.015-98) по формуле:
Итр = (И1 × Пф + И2 × Дф) × А2 × А3 × А4,
где:
Итр — износ транспортного средства в %;
И1 — показатель износа транспортного средства по пробегу (в % на 1 000 км пробега), см. Таблицу 1;
Пф — фактический пробег на день осмотра (в тыс. км, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;
И2 — показатель старения по сроку службы (в % за один год) в зависимости от интенсивности эксплуатации, см. Таблицу 2;
Дф — фактический срок службы (в годах, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;
А2 — коэффициент корректирования износа в зависимости от природно-климатических условий, см. Таблицу 3;
А3 — коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды, см. Таблицы 5, 6;
А4 — коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировалось ТС, см. Таблицу 7.

Таблица 1. Показатель износа (И1) для легковых автомобилей на 1 000 км пробега

Класс Импортные автомобили Отечественные автомобили
Обозначение Габариты, м Показатель износа, % Марка автомобиля Показатель износа, %
Мини A до 3,6 0,50 ВАЗ «Ока» 0,50
Малый B 3,6—3,9 0,40 ЗАЗ и ЛуАЗ 0,45
Низший средний C 3,9—4,4 0,30 АЗЛК и ИжМАШ 0,40
ВАЗ, остальные 0,38
Средний D 4,4—4,7 0,28 ГАЗ 0,34
Большой E свыше 4,6 0,26
Люкс большой F свыше 4,6 0,24
Внедорожники SUV 0,26 УАЗ 0,34
ВАЗ полноприводный 0,38

Таблица 2. Показатель старения (И2) транспортных средств в зависимости от среднегодового пробега

% в год Среднегодовой пробег (тыс. км/год)
до 2 2—5 5—10 10—15 15—20 20—30 30—40 40—60 60—100
Значение в интервале 1,70—1,56 1,56—1,42 1,42—1,12 1,12—0,92 0,92—0,85 0,85—0,79 0,79—0,75 0,75—0,65 0,65—0,63
Среднее значение 1,63 1,49 1,27 1,00 0,89 0,82 0,77 0,70 0,64

Таблица 3. Коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от природно-климатических условий (А2)

Климатическая характеристика региона Значение коэффициента А2
Сухой 0,90
Умеренный 1,00
Влажный 1,05
Субтропический 1,12
Тропический 1,20
Умеренно холодный 1,05
Холодный 1,12
Очень холодный 1,20

Таблица 4. Районирование территории РФ по климатическим условиям

Административно-территориальные единицы (данные Росгидрометеоцентра) Климат
Якутия, Магаданская обл. Очень холодный
Бурятия, Карелия, Коми, Тува; Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Архангельская, Иркутская, Камчатская, Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Томская, Тюменская, Читинская обл. Холодный
Башкирия, Удмуртия; Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская обл. Умеренно холодный
Районы морского побережья с шириной полосы до 5 км Влажный
Остальные районы Умеренный

Таблица 5. Коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от экологического состояния окружающей среды по степени агрессивности окружающей среды (А3)

Характеристика района по степени агрессивности окружающей среды Значение коэффициента А3
Неагрессивная 1,00
Повышенная 1,04
Высокая 1,07
Исключительно высокая 1,10

Таблица 6. Районирование территории РФ в зависимости от экологического состояния окружающей среды по степени агрессивности окружающей среды

Административно-территориальные единицы Степень агрессивности
Экологически чистые, в основном сельские районы Неагрессивная
Населенные пункты с годовым выбросом в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных установок до 50 кг на одного жителя (Ставрополь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, Калининград, Саратов, Ульяновск, Самара и т.п.) Повышенная
Населенные пункты с годовым выбросом в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных установок от 50 до 200 кг на одного жителя (Новороссийск, Магадан, Абакан, Тольятти, Соликамск, Хабаровск, Архангельск, Южно-Сахалинск, Кемерово, Благовещенск, Кызыл, Бийск, Красноярск, Омск, Чита и т.п.) Высокая
Населенные пункты с годовым выбросом в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных установок более 200 кг на одного жителя (Сызрань, Нижний Тагил, Липецк, Магнитогорск, Новочеркасск, Новокузнецк, Норильск и т.п.) Исключительно высокая

Таблица 7. Коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от типа региона, в котором эксплуатируется АМТС (А4)

Тип региона Значение коэффициента А4
Населенные пункты до 50 тыс. человек 1,000
Города с населением от 50 до 200 тыс. человек 1,025
Города с населением от 200 тыс. до 1 млн. человек 1,050
Города с населением от 1 до 4 млн. человек 1,075
Мегаполисы с населением свыше 4 млн. человек 1,100

Рассчитаем износ автотранспортного средства на примере автомобиля ВАЗ 21099, 2003 года выпуска, с пробегом 100,0 тыс. км. эксплуатирующемся в г. Москве.
Согласно Таблице 1, показатель износа (И1) для автомобилей ВАЗ 21099 составляет 0,38% на каждую 1000 км.
Среднегодовой пробег автомобиля составляет 100 тыс. км/7 (количество лет автомобиля) = 14,3 тыс. км/год.
Согласно Таблице 2, показатель старения (И2) будет равен 1,00 (среднегодовой пробег автомобиля попадает в диапазон значения 10-15 тыс. км/год).
Согласно Таблицам 3 и 4, коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от природно-климатических условий (А2) будет равен 1,00.
Согласно Таблицам 5 и 6, коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от экологического состояния окружающей среды (А3) будет равен 1,04.
Согласно Таблице 7, коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от типа региона, в котором эксплуатируется АМТС (А4), будет равен 1,100.

Таким образом,
Итр = (0,38% × 100 + 1,00 × 7) × 1,00 × 1,04 × 1,100 = 51,48%

Износ оцениваемого автомобиля составляет 51,5%.

Не выходя из Сети


Оценить износ и внутреннюю стоимость автомобиля можно с помощью Интернет-ресурсов — например, ocenchik.ru — на основе минимального набора параметров:
  • импортный/отечественный;
  • класс и/или марка автомобиля;
  • пробег с начала эксплуатации или после капремонта;
  • фактический срок службы с начала эксплуатации или капремонта;
  • природно-климатические район эксплуатации автомобиля;
  • степень агрессивности окружающей среды эксплуатации автомобиля;
  • тип региона, в котором эксплуатировался автомобиль;
  • стоимость нового автомобиля такой же марки.

Ряд интернет-сервисов предлагает заочную оценку автомобиля по своим внутренним стандартам обычно на основе следующих данных: модель; год выпуска; цвет автомобиля; полный пробег; объем двигателя; тип кузова; тип двигателя; коробка передач; кондиционирование; состояние ходовой части; состояние кузова, салона; опции и т.п.

Услуги оценщика


Человек, планирующий продажу своего автомобиля, естественно, хочет получить за него как можно более высокую сумму. Однако при определении стоимости авто необходимо принять во внимание множество факторов и учесть, что оценка даже сходных по многим параметрам автомобилей может достаточно сильно отличаться.
Например, предложения по продаже автомобилей Форд Фокус Седан, 2006 г.в., размещенные на сайте «Автомобили в России», выглядят следующим образом:

Модель Цена, руб. Год выпуска Двигатель Тип Пробег, км. Кузов Цвет Город
Focus II Sedan 325 000 2006 1596М и 62 000 Me Москва
Focus II Sedan 325 000 2006 1596М и 78 874 Me Москва
Focus II Sedan 330 000 2006 1596М и 85 000 Me Москва
Focus II Sedan 335 000 2006 1596М и 52 000 Me Москва
Focus II Sedan 340 000 2006 1388М и 150 000 Me Москва
Focus II Sedan 340 000 2006 1596М и 98 706 Me Москва
Focus II Sedan 342 844 2006 1388М и 83 665 Me Москва

При определении рыночной стоимости автомобиля наиболее интуитивно понятен именно сравнительный подход, основанный на анализе рынка продаж машин, аналогичных оцениваемому авто. В этом случае следует обратить внимание на тот факт, что в большинстве случаев доступны цены предложений, а не фактических сделок, то есть для оценки суммы сделки следует применять поправку на торг.
Как показывает практика, при покупке автомобилей, объявления о продаже которых размещены на специализированных Интернет-порталах, величина скидки максимальна: она может достигать 15%.
Следует отметить и некоторые «подводные камни». Например, ряд зарубежных автопроизводителей маркирует двигатели электроэрозионным способом и при эксплуатации автомобиля в российских условиях номер двигателя становится «нечитаемым», что приводит к проблемам при совершении регистрационных действий в ГИБДД. Этот фактор также важен при определении продажной стоимости.
Обращение к услугам оценочной компании позволяет определить реальную рыночную стоимость автомобиля, выявленную в ходе тщательного изучения особенностей оцениваемого транспортного средства. Оценка автомобиля независимыми экспертами может быть использована для определения стоимости абсолютно любой машины: как новой, так и после аварии.
Результатом оценки стоимости автомобиля специализированной компанией является отчет, который в дальнейшем может быть использован при сделках купли-продажи ТС.


Виктор Филоненко,
Специалист отдела оценки компании «ОБИКС», оценщик 2 категории





   * Наиболее известные интернет-порталы по продаже автомобилей: auto.ru, comavto.ru, cars.ru, auto.yandex.ru.
** «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления».